"Фарфоровый Пьеро" по произведениям Александра Вертинского
На сцене концертного зала Русского камерного оркестра прошла премьера концерта-спектакля "Фарфоровый Пьеро" по произведениям Александра Вертинского. Пела Ирина Бирюк, читал Виталий Махов (краевой театр драмы), играли скрипач Яков Глейзер и пианистка Татьяна Конюхова.
Вертинский нечасто звучит на наших концертных площадках - и именно поэтому "Фарфоровый Пьеро" с неизбежностью должен был состояться как проект: его основой стали программы, подготовленные в свое время Виталием Маховым и Ириной Бирюк, так сказать, "автономно", независимо друг от друга. Однако объединение этих двух достаточно хорошо известных зрителю исполнителей и их программ вряд ли могло произойти (и не произошло) по "механическому" принципу... То, что увидели пришедшие на концерт-спектакль, было зрелищем немного странным, непривычным, но цельным и изящным...
- Мы хотели предложить зрителю немного пожить в мире Вертинского - в мире артиста и человека. И потому сцена была не совсем сценой, а как бы комнатой, которую Вертинский только что покинул - на вешалке висит костюм Пьеро, на стенах - афиши концертов, на рояле - цветы, на полу - исписанные листки бумаги, письма, черновики... И вот в этой комнате мы рассказываем о том, о чем думал, переживал, чем мучился и над чем смеялся Вертинский. Рассказываем так, как мы, сегодняшние, это воспринимаем. И удивительная вещь - автор "ариеток" и "песенок" начала прошлого века оказывается очень созвучным нашему времени, - так определил идею проекта Виталий Махов, выступивший еще и в роли постановщика и сценографа "Фарфорового Пьеро".
"Ариетками" и "песенками" называл свои произведения сам Вертинский. Но зрителя эти "легкомысленные" названия никогда не обманывали: в пряном, цветном, экзотическом и всегда - не обыденном мире артиста (помните - "В бананово-лимонном Сингапуре..."?) поется и говорится о вещах совсем непростых - любви, смерти, счастье. Не пытаясь воспроизводить характерные особенности исполнительской манеры Вертинского, участники концерта-спектакля "подавали" Вертинского "от себя" - и странным образом оказывались и индивидуальны, и едины, погружая зрителей то в атмосферу эстетского салона, где томно изнывает от страсти скрипка, то в душную атмосферу пыльного маленького города, где "не было даже приличных карет", то в зной тропических островов. Возможно, не всегда и не всем участникам легко давалось решение актерских задач (ведь, собственно, профессиональный актер среди них - только В. Махов), но музыкальная сторона действия, выразительность, присущая и манере пения Ирины Бирюк, и виртуозному Якову Глейзеру, поддержанная точным аккомпанементом Татьяны Конюховой, была так насыщена эмоцией, что перекрывала какие-то сценические огрехи.
Впрочем, "Фарфоровый Пьеро" находится еще в самом начале своего развития. Как говорят сами участники, из попытки просто объединить сходные тематически программы родилось нечто большое, рассчитанное не на разовое концертное выступление, а на самостоятельную жизнь на концертных подмостках. 4 ноября в том же зале (концертный зал Русского камерного оркестра, пр-т Комсомольский, 108-а) "Фарфоровый Пьеро" будет показан еще раз.
Елена ИСЕТСКАЯ (АиФ-Алтай)
16.10.2001
|