главная  

      

   статьи  
статьи
новости сайта
афиша
репертуар, CD, тексты
форум
фотоальбом
ссылки
обратная связь

irina-biryuk@yandex.ru
тел.:  +7-903-268-12-90

 подписка на новости
                  сайта

Рассылки Subscribe.Ru
Бард-афиша - расписание концертов
новости сайта 
 
поиск по сайту

 
НЕ ПОЙТЕ РОВНЕНЬКО...

Ирина БИРЮК.  Недавно Ирина представила Барнаулу свою новую сценическую программу. Стилю не изменила: серьезные философичные стихи, положенные на музыку. Она не просто поет, она играет текст, помещая в песенное пространство паузу, жест, усмешку, плач. Ее голос берет партию маленького мальчика и старой "вздыхающей" лестницы, она выносит из душевных глубин нужные оттенки: усталость, тоску, страдание... Ирина Бирюк "многолюдна", поскольку извлекает из себя характеры один за другим и знакомит с ними зрителя. Но все, кого она играет на сцене, заставляют размышлять о человеческой сущности, о жизни, о душе.

- Ирина, откуда в вас музыкальные задатки, желание быть на сцене и желание петь?
- Никто специально не задавал, не внедрял в меня музыку с той целью, чтобы потом это нашло какое-то выражение на сцене. Мама очень любила петь, она украинка, украинская песенная культура мне очень близка. Когда звучит бандура, у меня близки слезы, и еще сразу вспоминается детство. Мама знала очень много песен. И я поняла не так уж давно, что многое (если не все) заложено не в моем музыкальном училище, не в КСП, а мамой. Я была слишком ревнива к ее голосу. В компании ее просили спеть, все любили ее голос, она пела тихо и душевно. А я принималась дергать маму за рукав и протестовала: "Мама, перестань! Мама, ну зачем?" Надувалась, сидела букой - вечер был испорчен. Сейчас я понимаю, что мама пела совершенно потрясающе, надо бы было, наоборот, вбирать это, а я стеснялась. Мама укладывала меня спать и пела "Люблю я Ленинские горы", или "Россия, Россия, Россия - родина моя", или "Летят перелетные птицы".
Я училась в музыкальной школе по классу аккордеона, в школе не пела - никто и не подозревал, что я могу это делать. А дома открывала песенный сборник советских композиторов и пела все подряд от начала до конца. Была какая-то потребность - выразиться через песню, но это было для себя, я нигде не выступала. Кому-то надо выкричаться, кому-то выплакаться, мне надо было напеться. Потом я вышла на клуб самодеятельной песни в Бийске; потом лагерь пионерский, где я десять сезонов отработала музыкальным работником. Это и было моей школой, специально вокалу я нигде не училась. Только несколько последних лет я консультируюсь у замечательного педагога по вокалу - Валентины Михайловны Бардиан. И благодаря ее стараниям только недавно стала делать в вокале осознанные маленькие шажки.
- Вы вышли из КСП. Когда появилось ощущение, что вы делаете нечто совершенно другое?
- Для меня самой интересно, как меняется мое творчество, вроде бы даже независимо от меня. Я никогда не ставила перед собой цели стать певицей, актрисой и даже не собиралась учиться в музыкальном училище. Я помню, что в детстве хотела быть юристом. Так получается, что когда мне уже совершенно невыносимо находиться в определенной внутренней среде, кто-то берет меня и выводит. 
В КСП я начинала на хорошем серьезном материале, это были 1986-1990 годы - движение было в силе. Это потом произошел спад - пришел молодняк какого-то пэтэушного пошиба, с семечками. Скорее всего на этом фоне произошло мое "отделение" от самодеятельного движения. Если точно, то переломным стал 1987 год - я попала на концерт Камбуровой в Барнауле. "Болела" потом полтора месяца. Это катарсис был, переоценка ценностей. Я узнала, что на сцене есть человек, который делает то, чего подспудно хотелось и мне. Это для меня стало большой поддержкой. 
- Когда и как произошла первая встреча с Камбуровой?
- После концерта Камбуровой в 1987 году у меня начался период (выражаясь современным молодежным языком) фанатизма. Если у нее проходили концерты в Сибирском регионе (Омске, Томске, Новосибирске), я старалась на них попасть. На Грушинском фестивале в 1990-м я стала лауреатом фестиваля. Мое выступление проходило через такие борение, смущение и смятение, что не знаю, скольких лет жизни мне это стоило. Там я познакомилась с дуэтом - Верой Евушкиной и Еленой Фроловой. Вера и Лена мне сказали такие слова, которые греют меня до сих пор.  Потом, будучи в Бийске с концертом, сказали: "Готовь кассету, тебе нужно обязательно показаться Камбуровой".
Я этому не поверила. После этого прошло года два - долго созреваю. Потом подвернулся случай - я записала кассету, поехала в Москву, кассету передали Камбуровой - и мне вдруг говорят, что она ждет моего звонка. 
Я не решалась позвонить почти до дня отъезда. Мы встретились в последний день моего пребывания в Москве. Камбурова - удивительный человек. То, о чем она говорит со сцены - высокое и светлое, - совершенно не расходится с тем, что есть в ее душе. Она дала мне кое-какие советы, в том числе и такой: не пойте ровненько. Если вам хочется спеть громче - пойте, хочется прошептать - шепчите, хочется выразить эмоцию - не стесняйтесь. Стройте песню на нюансах. Она же рассказала о конкурсе актерской песни и посоветовала в нем участвовать. До финала я там дошла, но дипломантом не стала. Дороже всего для меня то, что я получила поддержку такого человека, Елены Камбуровой. Это дорогого стоит.  
- Почему вам хочется говорить о том, что не лежит на поверхности: о душе - ее раздрае или покое? Тема не для всех, а думающих не так много - соответственно меньше популярности.
- Да просто "говорится" так. Это часть моей жизни, это уровень моего сознания, я этим живу, об этом думаю. Еду в транспорте, вижу - сидит старый человек - и вдруг что-то кольнет. Я хватаю это ощущение, говорю себе: запомни его, передай это состояние всем, так, чтобы у всех на эту эмоцию отозвались сердца. Мне важно, чтобы те песни, которые я пою, любили. Не меня, но песни. Каждая из них - откровение, часть души. 
- Чего вы в жизни не принимаете?
- Не нравится бесцеремонность, неприветливые лица, раздражительность в людях. Да, тяжелые условия жизни, но все равно зло не оправдываю. Обстановка общей нервозности мешает, ощущение, что постоянно сидишь на пороховой бочке. Хочется, чтобы побольше было элементарной вежливости, слов "спасибо", "пожалуйста", чтобы место старикам в транспорте уступали... Внутренние негативные эмоции нужно стараться сдерживать. Все связано в мире, зло множится по цепной реакции. 
- Что питает душу, что сил придает?
- Я понимаю, что довольствоваться нужно малым. Я провела сегодня, к примеру, удачную репетицию - и хорошо, спасибо, мне больше ничего не надо. Это меня будет питать несколько дней. Или встреча произошла с дорогим сердцу человеком, или звонок приятный от далеких друзей - это то, что мне в радость. Питает и то, что есть творческие люди, которые поймут меня без всякой расшифровки. У меня есть, конечно, пессимистические мысли, но стержень оптимизма во мне силен, он и выталкивает к лучшему. Есть инструмент, ребята-музыканты, с которыми я работаю, концерты, которые я готовлю и показываю, - все хорошо, что еще надо? Я радуюсь тому, что есть сейчас. Если чему-то новому надо будет прийти (а чему-то другому, напротив, уйти) - это случится в свой срок, и это тоже надо будет принять. 
- Концерты дают какой-то доход?
- Доход очень маленький. Концерт со сбора, потому никакой гарантии денег нет. Проценты уходят на оплату за аренду зала, за аппаратуру, ребятам-музыкантам. Меня радует, как они принимают существующее безденежье, говорят: "А когда у музыкантов было много денег?" Мне интересно с ними работать, они молоды, гибки. 
- Существует для вас дисциплина голоса?
- Да, существует. Курение от меня само ушло, расхотелось в один прекрасный момент. Это произошло за несколько недель до моего появления у Валентины Михайловны Бардиан, то есть до того, как плотно занялась вокалом. Не рекомендуется употреблять крепкие напитки - стараюсь. Но вот пиво люблю... 
- Кто среди ваших друзей?
- Люди, которых знаю давным-давно, люди разных профессий, не музыканты. До сих пор дружим с одноклассницей. Часто наши посиделки заканчиваются песнями, я беру в руки гитару.
- Что собой представляет ваш характер?
- Я под знаком Близнецов родилась. Иногда то, что пишут в гороскопах, похоже на меня. Вот например: "Близнецы! Понимаете ли вы, что ваши взлеты и подъемы могут так же надоедать другим людям, как вам надоедает их обычная кажущаяся вам шаблонной жизнь?". Или: "Доколе вы будете себя разбрасывать..." Это подходит. Вообще же жизнь изрядно подкорректировала характер. В школе я была букой, хотя детство было хорошее - ровное, теплое, заботливое. Романтичная натура была, излишне болезненно реагировала на негативные стороны жизни. 
- Жизнь погладила или побила?
- Не то и не то. Что-то меняется в моей жизни, но это происходит как бы на подсознании. Часто - вроде бы угол впереди, и вдруг гладким стал, полукружьем. Может, я так умею реальность воспринимать. Важно то, как отнестись к происходящему. Может, кому-то в моем существовании я действительно кажусь побитой жизнью. Я так не считаю. 
- Чем будете жить в ближайшее время?
- Надо ориентироваться на светлое, культивировать в себе это (что ужасно трудно). Все кажется - то не так, другое не так... А если оглянуться, увидишь - сделано немало. Депрессии нельзя поддаваться. Верой жить не получается, но надеждой - надо. 

Беседовала Лариса ВИГАНДТ
("Алтайская неделя", N8, 24 февраля - 1 марта 2000 года)
 


"Научись играть на гитаре и в путь..."
 газета «За науку!» -  Алтайского гос. университета


 "Фарфоровый Пьеро" по произведениям Александра Вертинского
Елена Исетская,
"АиФ-Алтай," 16.10.2001


Интервью: "Ирина БИРЮК:
 Я предлагаю другой мир..."

Ирина Лесникова, "Контраст"

   
"Не пойте ровненько..."
Лариса Виганд,
"Алтайская неделя".


"Алтайская струна - 2000"
  журнал “Деловой Усть-Каменогорск”, 2000 г

"Романс! Как много в его звуке..."
Евгений Берсенев, 
"Время и деньги"


 Интервью: "Душа. История одной любви"
Елена Гаврилова, 
"Молодежь Алтая"

   
*

Добавить САЙТ
в избранное

*
    Rambler's Top100   Находится в каталоге Апорт        
 

С вопросами и предложениями по работе этого сайта обращайтесь по адресу: seko5@yandex.ru, Светлана Конышева



Сайт управляется системой uCoz