главная  

      

   статьи  
цитаты и статьи
новости сайта
афиша
репертуар, CD, тексты
форум
фотоальбом
ссылки
обратная связь

irina-biryuk@narod.ru
тел.:  +7-903-268-12-90

 подписка на новости
                  сайта

Рассылки Subscribe.Ru
Бард-афиша - расписание концертов
новости сайта 
 
поиск по сайту

 
Ирина БИРЮК: "Я предлагаю другой мир..."
       

"Играй же - на разрыв аорты..."
Нет, в репертуаре Ирины Бирюк нет песни на стихотворение Осипа Мандельштама, из которого - эта строчка. Но она, строчка, точно определяет то, что обычно происходит на концертах Ирины Бирюк. А происходит там песенный спектакль, населенный множеством персонажей, - грустящих, смеющихся, негодующих, восторженных... Она играет - голосом, интонацией, жестом - и разочарованного циника, и юного влюбленного романтика, и ворчливого обывателя, и даже старую скрипучую ... лестницу. Но кого бы певица не "выводила" на сцену - все они размышляют, говорят, спорят об одном - о месте человека в жизни, о его предназначении, о душе. Потому что об этом - высокая поэзия, которую поет Ирина Бирюк: Цветаева, Бродский, Хлебников, Тарковский, Лорка. Об этом - баллады Окуджавы и "песенки" Вертинского... На концертах певицы бывает много пронзительной тишины и много аплодисментов.

 Наша беседа началась с разговора о том, какую программу певица представит зрителям на этом концерте:

- Мне всегда затруднительно отвечать на вопрос "Что будет в вашей новой программе?". Потому что мои программы по сути своей не бывают "новыми" - в том смысле, что я не стремлюсь (а скорее - избегаю) наполнять их тем, что "сей час" считается модным (а завтра - будет забыто...), что делается в расчете на массовое потребление... Программа, как всегда, будет о вечном, о человечном - о надежде, о страдании, о любви, о совести, о чести. И хотя такие понятия, как "благородство", "совесть", "достоинство", у нас сейчас не в почете, - тем не менее я хочу и в этой программе, и в дальнейших показать, что именно они были и остаются понятиями, определяющими "качество" человеческой личности.

И, мне кажется, авторы, чьи произведения я буду петь на предстоящем концерте, в этом смысле - мои единомышленники. Это Окуджава, это Вертинский, это современные авторы - Елена Фролова, Вера Евушкина, Татьяна Алешина, Антон Яржомбек: те люди, которые мне близки по жанру, близки духовно, близки, если можно так сказать, по жизненному тембру. На самом деле я считаю себя лишь проводником тех мыслей и душевных состояний, которые "мои" авторы отразили в своих стихах и музыке. А эти мысли, я думаю, способны помогать людям решать их проблемы...

- Мне кажется, что имя Вертинского в этом ряду стоит немного особняком - все-таки другая эпоха, другая эстетика...

- С Вертинским у меня очень сложные отношения. Если поэтическая философия Окуджавы - это для меня эталон, философия жизни и вообще нечто неотъемлемое от меня самой, то Вертинский... Когда я начинала им интересоваться, был тот период, когда к его имени обязательно клеилось некое "клеймо" - мещанства, манерности. Потребовалось довольно много времени и много размышлений, чтобы отсеять всю шелуху. Первым толчком здесь стала запись Мананы Менабде (автор-исполнитель, родом из Грузии, сейчас живет и работает в Берлине - прим. авт.) - она пела "Вот и все, что от вас осталось...", и как пела! Когда у меня впервые оказался сборник Вертинского - впечатление: очень сложный язык, очень сложные интонации (хотя, в принципе, проще и доступнее некуда - но это я сейчас понимаю)... Надо было просто уяснить, что он не играл в своих "песенках", что его не надо воспринимать как "маску" - он был искренним, потому что такой была эпоха, приемлемы были именно такие выразительные средства. И когда сейчас исполняют Вертинского чисто "внешне" - подчеркнуто грассируя, подражая его интонациям, набелив лицо - получается пародия, нередко - злая. Ведь время сейчас совсем другое. Но песни Вертинского на самом деле - над временем, вернее - на
все времена. Разве не о трагедии современного нашего общества, не о ребятах, попавших в пекло Афганистана и Чечни, песня "Я не знаю, зачем и кому это нужно,/ Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?..."?
Разве "Кокаинеточка" - это не про нас, сегодняшних? И "Мне сказали, что нынче в спальни/ не приносят с собой сердец..." - разве сейчас не так? Это и есть не внешнее, но вечное.

- Ирина, а как вы относитесь к жанру, который принято называть "русский шансон"?

- Для меня это вообще загадка. Когда мне говорят "шансон" - я вспоминаю Бреля, Азнавура, Брассенса, Монтана, в конце-концов... Но я не знаю, что такое "русский шансон". Строго говоря, это понятие по сути, по критериям жанра, должно бы относиться к авторской песне - к той песне, которая говорит о проблемах внутреннего мира человека,
которая "замешана" на некой философии. То же, что у нас сегодня называют "русским шансоном", замешано в большей степени на Уголовном кодексе и таких же "понятиях"... Это абсолютно не "строится" с самим смыслом жанра. Какие-то лагерные перепевки, какие-то пошлости, какая-то порнография из нашего низшего бытийного существования... Может быть, я не права, слишком субъективна... Но если бы не происходила подмена понятий - я бы, может быть, реагировала на "русский шансон" мягче. Ведь существует в нашей культуре интереснейший пласт лагерной, блатной песни - но его же никто не пытается представить как "фольклор" или "кантри"... А "русский шансон" просто вершит свое грязное дело - отбирая у нас мысли, чувства, подменяя их совершенно поверхностными штампами: "Бери от жизни все", "Не бойся убить (украсть, избить) - тебе все простится"... И, к сожалению, эти штампы становятся нормой поведения в нашем обществе. У меня вообще складывается такое впечатление, что в нас кто-то упорно пытается вбить: "Все проблемы решаются тремя способами - оружием, постелью и водкой. Иного не дано"...

- Иногда говорят, что ваши концерты рассчитаны на подготовленную, элитарную в некотором роде публику...

- Не думаю. Настоящая поэзия тем и велика, что она понятна всем. Тут может быть другая история - зрителю может быть сложно на моем концерте. Да, сложно - потому что он как бы оказывается перед самим собой, он вынужден отвечать самому себе на свои же собственные вопросы. Это не от меня идет - это идет от той поэзии, той музыки, которые я предлагаю слушателям. Но если человек не привык общаться с самим собой, если не привык обращать энергию внутрь себя (а у нас же сейчас все направлено "вовне" - выплясаться, выкричаться, выплеснуться...) - ему может стать и неуютно. Но поэзия и музыка - целительны. И я не имею цели - "ударить слушателя в лоб". Я просто выхожу и пою. Я просто предлагаю человеку другой мир - отличный от обыденного... И когда человек, случайно попавший на мой концерт, на следующем вдруг дарит мне цветы - я радуюсь не за себя. Хотя, признаться, я очень люблю, когда мне дарят цветы...

Ирина ЛЕСНИКОВА.
("Контраст", N 50, 2000 год)

 


"Научись играть на гитаре и в путь..."
 газета «За науку!» -  Алтайского гос. университета


 "Фарфоровый Пьеро" по произведениям Александра Вертинского
Елена Исетская,
"АиФ-Алтай," 16.10.2001


Интервью:
"Ирина БИРЮК:
 Я предлагаю другой мир..."

Ирина Лесникова,
 "Контраст"

   
"Не пойте ровненько..."
Лариса Виганд,
"Алтайская неделя".


"Алтайская струна - 2000"
  журнал “Деловой Усть-Каменогорск”, 2000 г


"Романс! Как много в его звуке..."
Евгений Берсенев, 
"Время и деньги"


Интервью: "Душа. История одной любви"
Елена Гаврилова, 
"Молодежь Алтая"

   
*

Добавить САЙТ
в избранное

*
    Rambler's Top100   Находится в каталоге Апорт      
 

С вопросами и предложениями по работе этого сайта обращайтесь по адресу: seko5@yandex.ru, Светлана Конышева



Сайт управляется системой uCoz